Игра должна быть одним из главных занятий детей. Это лаборатория, в которой дети узнают, как устроен мир, кто они, кем они могут быть и что они могут или не могут делать.
Но не все игры одинаковы — ни по стилю, ни по результатам. Если вы внимательно понаблюдаете за различными видами игр, в которые играет ваш ребенок, вы увидите, как он познает мир.
Символическая игра
Для маленького ребенка или младенца блок — это блок. Если им дать больше одного, они могут сформировать колонну или перебросить по одному на каждую сторону. Но как только им исполнится два года, они начнут делать с блоками гораздо больше вещей: дом, машину или что-нибудь еще.
Игрушки становятся символами других предметов. Девочка может пытаться кормить свое запястье, как будто это другой ребенок. Если вы внимательно наблюдаете за ней, вы можете увидеть, как она берет запястье или плюшевого мишку так же, как вы берете его.
Этот вид символического представления демонстрирует, насколько сложным начинает быть ваш мозг. Он также позволяет ей подготовиться к событиям, которые ее окружают и иногда пугают. Например, если педиатр, который должен осмотреть уши девочки, чтобы выяснить, нет ли инфекции, чувствителен к плачу и имеет опыт, можно начать смотреть на уши запястья, которое она носила. Таким образом, девочка заранее знает, что с ней будут делать, что помогает устранить ее беспокойство.
Параллельная игра
Малышам нужны товарищи по команде, хотя они играют с ними совсем не так, как играют дети постарше. Оставьте двух 18-месячных детей с одинаковыми игрушками в одной комнате, и вы обнаружите, что они не обращают друг на друга особого внимания.
Но если вы внимательно понаблюдаете за ними, то вскоре заметите, что если один из них берет в руки грузовик, то второй делает то же самое. Если первый ребенок смотрит на грузовик и говорит «нет» (одно из любимых слов ребенка в этом возрасте), то, скорее всего, второй ребенок подражает и кричит «нет!» точно так же. Если малыш уже достаточно взрослый, чтобы произносить слова, вы можете услышать, как вы ведете бессмысленный разговор. «Перрига едет на машине». «Этот большой грузовик! Ты голодная собака?
Это пример параллельной игры. В отличие от детей старшего возраста, которые подключаются и общаются напрямую, маленькие дети играют параллельно. Хотя может показаться, что они играют независимо друг от друга, дети этого возраста не перестают наблюдать за поведением друг друга. Параллельная игра обычно является первым шагом в создании прочных социальных связей в семье и за ее пределами. Партнеры по параллельным играм — это первые друзья ребенка.
Игра в фантазии
Среди маленьких детей грань между фантазией и реальностью удивительно расплывчата. Дети дошкольного возраста и младше могут сражаться с драконами или летать на Луну, не выходя из своей комнаты. Если вы хотите построить для ребенка форт в это время года, вам не понадобится больше двух стульев и одеяла, чтобы накрыть их. Игры-симуляции очень рекомендуются, поскольку они выходят за рамки реальных событий и позволяют ребенку исследовать новые идеи и воспринимать жизнь с другой точки зрения.
Начиная с трехлетнего возраста, в имитационные игры обычно включаются воображаемые друзья. Эти воображаемые друзья обычно делают то, что ребенок не может или не хочет делать. Воображаемый друг может быть очень требовательным или неадекватным по отношению к взрослым и старшим детям. Они могут обладать магическими способностями, огромной силой или мудростью. Таким образом, ребенок воспринимает жизнь с другой точки зрения и играет с понятием власти. Это также способ обвинить другого, когда ребенок проливает сок на персидский ковер.
Хотя появление воображаемого партнера иногда беспокоит родителей, это не так. На самом деле, это должно быть поводом для радости. Исследования, проведенные доктором Джеромом Сингером из Йельского университета, показали, что дошкольники, у которых были воображаемые друзья, проявляли больше воображения и более богатый словарный запас, чем другие одноклассники.
Кроме того, они склонны быть более счастливыми и улучшать отношения со своими одноклассниками. Интересно отметить, что некоторые из этих детей никогда не рассказывали родителям о существовании своего воображаемого друга.
Игра на сотрудничество
Детские сады проходят через одиночные игры и параллельно с совместными играми. В это время ребенок учится осваивать такие важные социальные навыки, как устная речь, умение делиться, уважать очередь, подчиняться правилам и договариваться. Всем этим видам поведения ребенку очень трудно научиться. Ведь в этом возрасте ребенок считает, что он — центр Вселенной.
Поделиться
Когда детсадовец чего-то хочет, мысль о том, чтобы дать это другому человеку, почти невыносима. Научиться делиться еще сложнее, потому что это слово используется неоднозначно. Если мы попросим ребенка поделиться своими игрушками, он вскоре вернет их, но если попросить его поделиться печеньем, он больше никогда его не увидит. Дошкольникам легче делиться, если они привыкли играть с родителями, давая им вещи, которые они потом возвращают.
Уважайте перемены
Желания дошкольника срочны и немедленны. Когда вы чего-то хотите, вы хотите это сейчас! Смены заставляют его проявлять терпение, откладывая удовлетворение, заставляя его представлять, как будут играть другие дети. Поэтому умение осознавать себя дома и во время параллельной игры будет очень полезно.
Выполнять нормативы
Все дети хотят победить. Большинство из них сделают все возможное, чтобы добиться ее, даже если для этого придется преодолеть несколько подводных камней. Хотя взрослые могут себе это позволить, их сверстники, особенно в школе или детском саду, не преподнесут им хороший (и жесткий) урок о важности соответствия стандартам.
Ведите переговоры
Кто идет первым? Как вы решаете, во что играть? Кто полиция, а кто вор? Игра в сотрудничестве также заставляет ребенка брать на себя обязательства в отношении того, что он хочет: это трудно принять, когда он является центром вселенной. Но как только ребенок научится договариваться, делиться, действовать по очереди и играть по стандартам, у него появится хороший путь к тому, чтобы научиться действовать на школьном дворе, в резиденции мэра Колехио и в зале заседаний компании.
Наблюдайте и сопровождайте своего ребенка каждый день, когда он играет. Таким образом, вы сможете получить подробную информацию о его социальном развитии и интеллектуальных способностях. Кроме того, это очень весело.
*Статья подготовлена Лоуренсом Катнером, доктором философии, совместно с профессором Дитером Вольке.