Путь к чтению начинается в детстве, когда у детей появляется любовь к слову, страсть к рассказыванию историй и желание поделиться жизненным опытом с близкими с помощью слов.
Члены семьи могут поощрять эту любовь и стимулировать чтение с помощью мероприятий, развивающих эти навыки и интересы. Ниже приведены некоторые предложения, как сделать чтение неотъемлемой частью жизни вашего ребенка:
Передавайте новости комментатору. Рассказывайте ребенку подробности дня, что вы делаете вместе с ним и даже о том, что вы читаете в его присутствии. Этим вы устанавливаете связь между словами и событиями, то есть помогаете усвоить типичные элементы рассказа.
Я оставляю ребенку книжки с картинками. С самого раннего возраста начинайте показывать ему книги как веселые и забавные предметы. Принимайте раннюю заботу вашего ребенка. Любое взаимодействие такого рода будет способствовать развитию любви к книгам.
Наблюдайте, показывайте, а затем определяйте картинки. Маленькие дети, начиная знакомство с литературным миром, учатся сначала переворачивать страницы, затем рассматривать рисунки в целом, потом замечать эти рисунки по мере их называния, затем указывать на указанные рисунки и, наконец, самостоятельно определять иллюстрации.
На какой части этой экскурсии находится ребенок? Можете ли вы направить его или ее, чтобы сделать следующий шаг? Вы не освобождаете его от ответственности, если он не готов, однако вы можете мотивировать его продолжать, если у него развиты соответствующие навыки.
Читайте ребенку о повседневных вещах. Читайте этикетки на продуктах питания, дорожные знаки, меню в ресторане. Таким образом, ребенок постепенно усваивает полезность слов, а также проявляет к ним все больший интерес.
Всегда берите с собой книгу. Положите одну или две книжки со сказками в сумку для пеленок и в машину, для более непоседливых малышей или малышек. Привычка наполнять каждый момент своего существования книгами и всегда иметь их под рукой поможет им привыкнуть воспринимать их как обычную часть своей жизни.
Ходите вместе в библиотеку. Делайте это регулярно. Пусть ребенок выберет несколько книг, а вы — столько же. Не забывайте о времени рассказа. Еще до того, как ребенок успеет посмотреть всю историю, он начинает понимать, что это особенное и веселое занятие.
Оформите в библиотеке карточку читателя. Как только вашему ребенку исполнится 2 года, специально посетите с ним библиотеку, чтобы попросить его или ее собственную карточку. Побалуйте карточку в соответствии с ее качеством, подарив ей обложку и специальное место для хранения.
Учите стихи и песни. Дети экспериментируют с рифмованными звуками, что повышает их интерес к словам и звукам. Стихи, сопровождаемые жестами, помогают ассоциировать действия со словами, которые их обозначают. Это знание и любовь к языку также стимулируется детской поэзией.
Дарите книги. При каждом удобном случае дарите книгу каждому встречному ребенку. Затем пролистайте книгу вместе с ребенком. Храните эту библиотеку в специальном, но доступном месте.
Задавайте вопросы. Дети быстрее развивают язык, когда их просят его использовать. Задав вопрос, подождите, пока ребенок подготовит ответ; дайте ему или ей время. Подтвердите, что он имеет в виду, используя некоторые термины, которых он не знает. Обращайте больше внимания на смысл, чем на конкретные слова.
Назначьте время дня для разговора, но выбирайте время, которое не меняется. Расскажите о том, как прошел ваш день, и попросите ребенка рассказать о своем. Это особый вид рассказа.
Превратите машину в место для разговора. Воспользуйтесь поездками с ребенком, чтобы поговорить о том, что вы видите в окно, куда вы едете, что произошло до того, как вы уехали, и т.д. Это время в автомобиле позволяет ребенку развивать языковые навыки. Позже это будет место, где раскрываются секреты, страхи, тревоги и надежды. Чтобы это время было особенным, вам придется выключить радио и мобильный телефон.
Узнавайте факты, которых вы не знаете. Когда возникает вопрос, например, о времени начала фильма или погоде, найдите эту информацию и прочитайте ее ребенку. Это научит его узнавать новое и решать проблемы с помощью чтения.
Научите его связи между различными буквами. Помогите 3-летнему ребенку выучить «свой» инициал, «J Хуана». Также помогите ему найти ваши инициалы в печатном тексте и звук в повседневных вещах, например, «Игрушка J». Поскольку он чувствует себя центром вселенной, что нормально в этом возрасте, другие буквы могут быть представлены вокруг «его» инициала.
Расскажите ему сказку перед сном. Сделайте истории, прочитанные и считанные, частью его ритуала засыпания с самого детства. Никогда не наказывайте его, останавливаясь, чтобы рассказать ему сказку перед сном. Это занятие должно быть священным.
Расскажите ему свою историю. Используйте детские фотоальбомы в качестве вдохновения для разговора о событии, изображенном на фотографии. Летние каникулы или бабушкин дом могут стать фантастическим проектом, но в то же время развивайте смысл повествования.
Станьте расшифровщиком. Попросите ребенка дать вам истории, чтобы вы написали за него или написали письмо для друга или родственника. Попросите его или ее написать свою подпись или написать свое имя как можно лучше. Умение писать будет отходить от его воображения на долгие годы, поэтому не позволяйте ему этого в Кохибе. Помогите ему написать свои мысли, не забывая о том, что они ценны и что письменное слово — это способ, с помощью которого другие могут узнать их идеи.
Используйте компакт-диск. Для продвинутого дошкольника книги, включающие компакт-диск для сопровождения рассказов, помогают раскрыть взаимосвязь между устным и письменным словом. Он может возвращаться снова и снова и читать с кассеты, но не позволяйте CD заменить чтение лично с ребенком.
Читайте с участием вашего ребенка. Спрашивайте, что будет дальше, почему тот или иной персонаж что-то делает или что он чувствует. Не ждите длинного рассказа в ответ, но продолжайте интересоваться развитием истории или сюжета. Спросите себя, хотите ли вы изменить свою историю. Попросите ребенка «почитать», если он знаком с ним. Не поправляйте его, если он не просит.
Особое внимание уделите использованию компьютеров. Существует большое количество разнообразных качественных программ для обучения чтению. Найдите такие программы, которые не являются явно обучающими, но способствуют развитию таких подготовительных навыков чтения, как распознавание форм, сортировка чисел и изучение букв.
Также стоит рассмотреть такие пакеты, которые позволяют ребенку рассказать историю с помощью картинок, с формочками для букв, которые помогают ему создать свою собственную книгу, и с аудиодорожкой, которая читает историю одновременно с выделением слов на экране.
При выборе детской комнаты учитывайте стимулирование интереса к чтению. Ищите ясли, где придается большое значение прямому диалогу с детьми, вопросам, привычке читать и наличию книг. Посетите это место перед тем, как записать туда ребенка, чтобы проверить, сочетает ли он в себе эти качества.
Будьте хорошим примером. Каждый раз, когда вы идете в библиотеку, читайте сами и выбирайте книги. Во всем доме должна быть атмосфера, способствующая чтению, повсюду должны быть книги, журналы и газеты.
Не позволяйте солнцу садиться, не открыв книгу. Сделайте так, чтобы книги стали частью повседневной жизни ребенка. Не пропускайте ни одного дня без чтения книги, стихотворения или рассказа.