Меня беспокоит ребенок, у которого развитие языка идет в два раза медленнее, чем обычно, в случае, если оценка верна. Язык имеет рецептивный компонент (понимание) и экспрессивный компонент (выражение). Нас всегда беспокоит ребенок, у которого задержка в обеих областях или задержка в развитии рецептивных способностей.
В некоторых исследованиях, посвященных развитию языка в раннем детстве, доктор Донна Таль и ее коллеги из Калифорнийского университета в Сан-Диего показали, что детей с ранней задержкой развития языка в дальнейшем можно разделить на две группы.
Дети, которые начинают говорить, — это те, у кого в дальнейшем возникают проблемы с языком и обучением. Дети с задержкой развития — это дети, которые начинают говорить в более раннем возрасте, но затем наверстывают упущенное и в дальнейшем имеют нормальное развитие.
Дети с задержкой развития, составляющие большинство в группе тех, кто говорит медленно, отличаются тем, что у них был очень богатый жестовый язык, прежде чем они заговорили хорошо. Они общались с помощью различных жестов, прекрасно перемещаясь таким образом в своем мире.
Насколько вы должны быть обеспокоены? Учитывая ту информацию, которую вы мне предоставили, я не могу дать вам ответ. Мне хотелось бы знать, как он развивается в других областях, как он относится к другим людям и есть ли факторы риска для задержки развития или потери слуха, например, если он был недоношенным ребенком, если он трудно рождался или перенес серьезное заболевание после рождения.
Необходимо немедленно подвергнуть ребенка проверке слуха, чтобы выявить, нет ли даже небольшой потери слуха, которая может способствовать тому, что он с трудом учится говорить. Я бы рекомендовала вашему врачу тщательно обследовать его, а другому специалисту провести еще одну языковую оценку. Языковые особенности передаются по наследству. Меня всегда восхищали малыши, которые по мере взросления начинают медленно говорить.
Даже после оказания языковой помощи многие из них тяготеют к математике и естественным наукам или интересуются техникой и хобби, связанными с ней. Важно получить помощь, поскольку дети с задержкой речевого развития, не получающие лечения, как правило, имеют одни из самых тяжелых поведенческих проблем. Они испытывают сильное разочарование в социальной и академической сферах. Не упускайте эту проблему из виду.